Изменения в коммерческом кодексе: подходит ли коммерческая форма общества с ограниченной ответственностью для старт-ап предприятий?

01 июля 2015 г. вступят силу изменения в коммерческом кодексе, которыми были созданы более гибкие условия для привлечения капитала и формирования отношений между пайщиками обществ с ограниченной ответственностью. Из объяснительной записки к законопроекту следует, что причиной изменений является необходимость в гибкости, которая отвечала бы ожиданиями иностранных инвесторов и обеспечила бы соответствие нашей регуляции международной практике. Каковы же наиболее важные изменения?

Во-первых, была добавлена регуляция в коммерческом кодексе, позволяющая привлечь дополнительный капитал в виде конвертируемых займов. Это означает, что на основании решения пайщиков (если подобную возможность предусматривает устав общества с ограниченной ответственностью) станет возможным выпускать обменные долговые обязательства, через которое позднее можно будет приобрести участие в обществе с ограниченной ответственностью. Обменные долговые расписки могут быть только именными, и отчуждаемы на тех же условиях, что и паи. Условное увеличение паевого капитала за счет обменных долговых расписок может быть осуществлено лишь в размере номинальной стоимости этих расписок. Если паевой капитал увеличивается в большем размере, то сумму, превышающую номинальную стоимость долговых расписок, нужно будет покрыть деньгами.

Во-вторых, в будущем станет возможным увеличивать паевой капитал условно с иной целью – участники общества с ограниченной ответственностью могут договориться об условном использовании права подписи в объеме необходимом для подготовки объединения или подписании опционного договора. Условное увеличение паевого капитала может быть проведено в объеме до ½ размера паевого капитала на момент принятия решения.

В третьих,станет возможным предоставление уставом права (на срок до 5 лет) членам правления или совета для увеличения паевого капитала. Тем самым в объеме и в сроки, установленным решением пайщиком, правление или совет сможет оперативно отреагировать на необходимость/возможность привлечь дополнительный капитал. Паевой капитал нельзя увеличить в большем размере, чем на ½ от паевого капитала на момент получения правлением или советом права для увеличения капитала.  

В-четвертых, существенно более гибкой стала процедура назначения новых пайщиков при увеличении паевого капитала. В соответствии с действующей регуляцией, при увеличении паевого капитала, необходимо обозначить лица, которые в результате увеличения капитала приобретут дополнительную долю участия в обществе с ограниченной ответственностью, уже в решении об увеличении капитала. Подобная регуляция привела к ситуации, при которой, в случае изменения обстоятельств (к примеру, когда лицо не уплатило взнос), становится необходимо менять и самое решение пайщиков об увеличении капитала. Вследствие изменений в решении об увеличении паевого капитала можно ограничиться лишь названием круга лиц, у которых есть права участвовать в увеличении капитала. Конкретные лица, которые примут участие в увеличении капитала, а значит, и приобретут дополнительную долю участия, станут известны лишь в результате процесса отметки долей. Из этого следует, что в случае изменений по сравнению с начальными планами, не будет больше необходимости менять первоначальное решение пайщиков (т.е. заново созывать собрание пайщиков).

В-пятых, была уточнена и дополнена регуляция осуществления и исключения преимущественного права пайщика при увеличении капитала. К примеру, была добавлена возможность исключить в случаях, указанных в уставе, право отметки в отношении некоторых пайщиков. В тоже время для внесения подобного изменения в устав, необходимо согласие всех пайщиков. Изменение должно обеспечить правлению и инвесторам общества с ограниченной ответственностью большую уверенность, что план по привлечению дополнительного капитала извне не затормозится из-за внутренних процессов в предприятии, что привело бы ничтожности и бессмысленности договоренностей с внешними инвесторами.

В-шестых, была создана дополнительная возможность установить, что у некоторых пайщиков появятся особые права, в отличие от других (в-первую очередь при принятии решения пайщиков, разделе прибыли или разделе имущества, которое останется после ликвидации предприятия). В соответствии с действующей регуляцией количество голосов пайщика равняется номинальной стоимости доли его участия, и различия в правах, исходящих из доли лица, не были дозволены на уровне закона и устава. В практике различия в правах пайщиков, пытались регулировать договорами меду пайщиками, но во многих случаях, это было неясным и не всегда служило дополнительной гарантией для потенциальных инвесторов.  Изменением в законе была дана возможность регулировать особые права уставом, при этом для изменения или аннулирования особых прав нужно согласие всех пайщиков.

В-седьмых, существенно был увеличен предел, в объеме которого общество с ограниченной ответственностью сможет приобретать свои доли. В соответствии с действующей регуляцией, общество с ограниченной ответственностью не могло приобретать и брать в качестве залога свои доли, за исключением случаев, когда обществу с ограниченной ответственностью принадлежит доля, размером не превышающем 1/10 паевого капитала и приобретение доли не приведет к уменьшению нетто-имущества ниже суммы паевого капитала и резерва, выплаты которого не позволены на основании закона или устава. В соответствии с изменениями, общество с ограниченной ответственностью сможет приобретать доли размером до 1/3 от паевого капитала. Учитывая, что обычно количество пайщиков не большое (3-4), то увеличение предела до 30%  паевого капитала имеет огромное значение в практике. Изменение данного требования позволит обеспечить предприятию т.н. использование обратного опциона (когда пайщику предприятия принадлежит его доля лишь условно, и в течение согласованного периода пайщик обязан затрачивать на работу предприятия свое время и силы, чтобы полностью выкупить долю), а кроме того, станет возможность при выходе одного пайщика из предприятия, продать его долю самому предприятию, в котором она будет храниться до появления нового пайщика.

В заключение можно сказать, что регуляция на законодательном уровне стала значительно более гибкой. Жизнь покажет, достаточны ли эти изменения, чтобы обеспечить устойчивость старт-ап предприятий, их развитие в Эстонии, а также желание иностранных инвесторов размещать свои средства в капитал обществ с ограниченной ответственностью в Эстонии, или же для достижения данной цели необходимы более масштабные изменения (в том числе в налогообложении).  В любом случае, эти шаги приветствуются.

Авторы: присяжный адвокат Пиркка-Марья Пылдвере и адвокат Карин Плоом