Что нового принес завершившийся 2014 год предпринимателю, осуществляющему свою деятельность в Эстонии?

Во-первых, пожалуй, самое важное изменение в уходящем году вступило в силу 1 декабря 2014 г. Эстония всегда была известна инновационными ИТ-решениями (e-государство, декларирование налогов электронным путем, m-парковка и m-голосование стали для многих эстонцев практически правами человека). До нынешнего времени иностранные граждане, постоянно проживающие в Эстонии, уже могли совершать почти все административные и гражданские сделки электронным путем. Теперь же законодатель сделал следующий шаг — законом о документах, удостоверяющих личность (далее ЗоДУЛ), который вступил в силу 1 декабря 2014, учредили институт  э-резидентства и выдачу э-резиденту digi-ID. Что же означает в практике digi-ID? Digi-ID э-резидента означает возможность для иностранцев, проживающих заграницей, равные с жителями Эстонии средства, а также возможность пользования e-Eesti пространства. Следовательно, в дальнейшем для того, чтобы совершить сделки в Эстонии и использовать все возможности e-riik (в том числе давать электронную подпись), не нужно больше быть физически резидентом Эстонии, а достаточно лишь электронного резидентства — статуса э-резидента.

В соответствии с ч. 1 ст. 206 ЗоДУЛ электронное удостоверение личности электронного резидента может быть выдано лицу, которое имеет связь с эстонским государством или обоснованный интерес к пользованию электронными услугами эстонского государства. Первая предпосылка (связь с эстонским государством) может включать в себя семейные связи (члены семьи, родственники в Эстонии), хозяйственные связи (например, наличие недвижимости или предприятия в Эстонии) или социальные связи (участие в деятельности общественных или некоммерческих объединений в Эстонии). Вторая предпосылка может касаться наличия у лица интереса начать или осуществлять хозяйственную деятельность в Эстонии, а также интерес использовать электронные услуги из личных интересов, т.е. давать электронную подпись. Исходя из ч. 2 ст. 205 ЗоДУЛ целью выдачи электронного удостоверения личности электронному резиденту является благоприятствование развитию экономики, науки, образования или культуры Эстонии созданием возможности пользоваться электронными услугами при помощи электронного документа Эстонии.

В объяснительной записке законодатель подчернил, что электронное резидентство как благо, которое в отличие от обычного определения в государстве, в котором проживает лицо, основывается на электронной личности, которое можно доказать электронным документом, удостоверяющим личность — digi-ID электронного резидента. Создание digi-ID поможет привлечь иностранцев, живущих заграницей в эстонскую экономику, развитие науки, образования и ИТ-технологий, сделав Эстонию, предлагающую уникальную услугу, привлекательной средой для экономики, науки и образования.

Что означает digi-ID электронного резидента в правовом контексте? Digi-ID электронного резидента идентично электронному удостоверению гражданина и резидента Эстонии лишь в техническом и функциональном смыслах: при выдаче удостоверения личности электронного резидента используется тоже технологическое решение, и электронный резидент может использовать электронные услуги и давать электронную подпись как гражданин или резидент Эстонии. Из этого следует, что, хотя digi-ID электронного резидента позволяет лицу удостоверить свою личность в электронной среде, само по себе это не дает оснований для распространения в отношении лица и совершенных сделок правовой охраны Эстонии. Дело обстоит с благом, которое выдается на основании взвешенного решения административного органа, и для получения которого у лица нет субъективного права (как в случае с визой).

На сегодняшний день первые электронные резиденты уже получили digi-ID электронного резидента – по известным данным первый digi-ID электронного резидента был выдан редактору The Economist Эдварду Лукасу. Какой сформируется практика выдачи digi-ID электронного резидента, и в какой степени иностранцы станут ее использовать, а также поможет ли это Эстонии как центру развития экономики покажет будущее. Однако ясно то, что для иностранцев, осуществляющих свою деятельность в Эстонии, digi-ID сделает ведение дел таким же простым и безопасным, как для обычных граждан и постоянно проживающих в Эстонии иностранцев. К примеру, электронная подпись документов и отсутствие бумажной документации, открытие банковского счета в Эстонии, использование электронных услуг Налогово-Таможенного департамента, участие в предпринимательстве и т.д.

Во-вторых, помимо создания digi-ID электронного резидента, которое должно найти широкое применение в будущем среди иностранцев, осуществляющих свой бизнес в Эстонии, на деятельность предпринимателей в Эстонии существенно повлиял закон об общей части кодекса экономической деятельности, вступивший в силу 1 января 2014 г (далее ЗоЭД). Более подробно с указанном законом можно ознакомиться, прочитав статью Адвокатского бюро Айвар Пильв за июль 2014 г. на эстонском языке по ссылке: http://apilv.ee/2014/07/mida-uut-toob-joustuv-majandustegevuse-seadustiku-uldosa-seadus/. Обобщенно можно сказать, что закон об общей части кодекса экономической деятельности собрал воедино различные условия, понятия и порядок регулирующих хозяйственную деятельность, которые ранее были установлены в разных законах, в том числе о начале хозяйственной деятельности, ее осуществлении, продолжении и требованиях, связанные с ее прекращением. Именно поэтому данный закон является хорошей «точкой старта» для начинающего предпринимателя, чтобы изучить азбуку начала и ведения предпринимательства. С помощью закона об общей части кодекса экономической деятельности попытались уменьшить бюрократию, которая обычно сопровождает предпринимательство – все возможные разрешения на деятельность, оформленные на бумажном носителе, в соответствии с законом будут заменены на данные, занесенные в регистр и, при необходимости, распечатку из данного регистра, а производство в дальнейшем будет осуществляться в основном через портал предпринимателя или портал www.eesti.ee. Этот портал могут использовать как нынешние, так и будущие электронные резиденты.

Как и обычно это бывает в каждой бочке меда, есть ложка дегтя – третье изменение для предпринимателя содержится в законе об условиях и пособиях рынка труда. 1 мая 2014 года вступили в силу изменения к указанному выше закону, в соответствии с которым члены правления коммерческих предприятий не могут более вставать на учет в качестве безработных. Что это означает в практике? Изменения в законе затрагивают в первую очередь тех предпринимателей, которые одновременно работают по трудовому договору и в качестве члена правления предприятия (не имеет разницы в одном и том же или в разных предприятиях). Если еще год назад основанием для принятия на учет члена правления предприятия была наличие /отсутствие платы члена правления, то с 1 мая 2014 года законодатель на практике больше не различает, обстоит ли дело с большой фирмой с 300 сотрудниками или фирмой-одного человека, где владелец является одновременно членом правления, у которой нет других работников, отсутствует значительный оборот (или его нет вообще), и лицо не может даже выплатить себе заработную плату. Если член правления данного коммерческого предприятия работает одновременно на основании трудового договора и по какой-то причине останется без работы, то в соответствии с изменениями с закона об условиях и пособиях рынка труда, вступившими в силу с 1 мая 2014 года, его невозможно больше взять на учет в качестве безработного и предложить услуги и пособия, предназначенных в Эстонии для безработных. Также члены правления потеряют все социальные льготы, предназначенные для безработных, в том числе пособие по страхованию от безработицы. Идея, из которой исходил законодатель, основывается на том, что даже если член правления не получает платы, этот человек все же не лишен работы (член правления предприятия руководит фирмой), а значит будет не обосновано принимать его на учет в качестве безработного. Бесплатное управление предприятием — это свободная воля самого человека и если лицо, по оценке законодателя, решило работать бесплатно, это означает, что оно небезработное. Тем самым, начиная с весны 2014 года, членов правления предприятий больше не ставят на учет в качестве безработных. Если же это лицо было отозвано/ вышло из правления, и у него есть еще право на основании какого-либо предыдущего правоотношения встать на учет в качестве безработного, то необходимо подать соответствующее заявление в кассу по безработице. Если на момент подачи заявления лицо не состоит в правлении какого-либо предприятия, то его ставят на учет со дня подачи заявления. В свете последнего изменения автор статьи советует членам правления предприятий, в котором действует лишь одно лицо, и которые параллельно работают по трудовому договору, осознать, что при окончании трудового договора они больше не смогут встать на учет в качестве безработных.

Несмотря на последнее изменение, отображенное в статье, и вопрос о нарушении основных прав предпринимателей, автор считает, что другие изменения в законах необходимы и имеют позитивное влияние на развитие Эстонии. Сегодня уже никого не удивить тем, что электронные услуги значительно более удобные и быстрые, а также уменьшают бюрократию. Если подобные решения будут доступны также иностранцам, то это сделает предпринимательскую среду Эстонии более привлекательной для иностранных инвесторов. Реализуют ли и каким образом эти изменения свои цели, а также упростят ли деятельность предприятий, покажет время.

Аннели Ааб, присяжный адвокат, Адвокатское бюро «Айвар Пильв»